Управление образования администрации города Старый Оскол



Скачать 195,36 Kb.
страница1/4
Дата15.11.2019
Размер195,36 Kb.
Название файла181_zhukova_1295103309.doc
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

Управление образования администрации города Старый Оскол

Белгородской области

Муниципальное дошкольное учреждение

центр развития ребенка

Детский сад № 22 «Улыбка»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»
подготовила

учитель-дефектолог

Жукова Марина Юрьевна

Старый Оскол 2011



Особенности обучения детей дошкольного возраста после

кохлеарной имплантации
Жукова Марина Юрьевна,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

МДОУ центр развития ребенка –

детский сад № 22 «Улыбка»

Обучать детей с нарушением слуха – это очень кропотливый, тяжёлый, требующий упорства и настойчивости труд, результаты которого приходят иногда совсем не скоро, как того хотелось бы.

Конечная цель всех усилий сводится к одному – научить ребенка произносить слова, понимать значение этих слов, а также необходимо научить их слушать. Все это достигается с большим трудом.

Для облегчения этой задачи были создание индивидуальные слуховые аппараты. Но они не в силах компенсировать утраченный слух и у них, к сожалению, имеется ряд недостатков.

И вот, наконец, в сурдопедагогике сделан большой прорыв. Разработано блистательное изобретение – кохлеарная имплантация.

Кохлеарный имплант (КИ) – это медицинский прибор, замещающий функцию восприятия звуковых колебаний отсутствующих или повреждённых волосковых клеток улитки посредством прямой электростимуляции слухового нерва. Кохлеарная имплантация – безопасная, надёжная и эффективная процедура при тяжёлой и глубокой тугоухости у взрослых и глубокой потери слуха у детей. Она является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей и взрослых. Она позволяет полноценно интегрировать глухого человека в среду слышащих.

Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки.

У детей с выраженной глухотой слухоречевая реабилитация занимает значительно больше времени.

Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты. Конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе.

Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоёмкий этап кохлеарной имплантации, для которой важно наличие речевой среды. Без слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже шёпотную речь.

Неправильно предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант, автоматически способен научиться слушать и говорить. Необходимо научить имплантированного ребенка слушать и говорить.

Чтобы легче понять почему имплантированный человек не может сразу же слышать, вы можете себе представить ситуацию с новорождённым ребенком с нормальным слухом. Проходит около года, прежде чем он начнет говорить. Все это время он уже слышит, но его слуховые впечатления не структуризированы и вначале не имеют смысла. Постепенно ребёнок учится определять разницу между голосом матери и звуками музыки, между голосом отца и сестры и т.д. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, находится в подобной ситуации. Он должен определить структуру слуховых событий в море звуков и речи, которые он способен воспринимать после имплантации.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, логопеда, аудиолога, сурдолога и

психоневролога.

В детском саду, куда поступает имплантированный ребёнок, должны вместе работать и сурдопедагог и логопед. Идея объединения усилий двух специалистов связана с тем, что сурдопедагог на своем занятии, прежде всего, сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и её понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков. Разделение этих процессов может быть особенно плодотворным, когда слушание у ребёнка еще требует много усилий, и когда в короткий срок необходимо сделать быстрый скачок в развитии ребенка. Если при выполнении задания «дай собаку» из набора 5-7 игрушек, мы будем требовать не только дать соответствующую игрушку (это предполагает, что ребёнок услышал слово, узнал его, соотнес с нужной игрушкой и выбрал её), но и сказать «на собаку», а мы при этом еще будем уточнять его произношение, то это сбивает ребенка, мешает запоминанию им слухового образа слова. Логопед же, используя меньший набор игрушек, будет добиваться более точного произношения этих же слов. При этом оба специалиста используют один и тот же речевой материал. Конечно, и сурдопедагог стимулирует произнесение звуков и слов во время своего занятия, а логопед требует от ребенка прислушивание к звукам. В целом такое условное разделение на занятия с преобладанием слуховой и языковой работы и занятия, где больший удельный вес занимает развитие произносительных навыков, типично при работе с детьми с нарушениями слуха.

Но необходимо подчеркнуть важные особенности в работе логопеда с детьми с КИ. Во-первых, на начальном этапе использования КИ у неговорящего ребёнка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. В этот момент нужно не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно-модулированного лепета – фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты. Если сделать акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, неестественности звучания голоса.

Во-вторых, работая с ребёнком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае 2 уровня). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребёнка – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. Даже у детей, овладевающих в процессе использования КИ и занятий фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребёнка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи. У детей с КИ для развития грамматической системы языка важно использовать раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее пересказа.

На ранних этапах использования КИ логопед дополняет работу сурдопедагога, но не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед – методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. При этом они работают согласованно, ребенок, занимаясь с 2-мя педагогами, кроме того, получает опыт слушания речи различных людей, различных стилей общения.



Скачать 195,36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
Методическое пособие
Общая часть
квалификационная работа
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
Техническое задание
Общие положения
прохождении производственной
Исследовательская работа
Теоретическая часть
Краткая характеристика
Методическая разработка
Гражданское право
государственное бюджетное
Техническое обслуживание
Технология производства
Решение задач
учреждение высшего
Математическое моделирование
Организация работы
Правовое регулирование
Основная часть
Металлические конструкции
Практическое занятие
Метрология стандартизация
Понятие предмет
дистанционная форма
Технология приготовления
Практическое задание
физическая культура
Общие требования
Технологическая часть