Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку



страница1/2
Дата03.02.2020
Размер16,8 Kb.
Название файла17 семинар.docx
  1   2

Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку
Философское осмысление человеческой истории было в XVII в. связано прежде всего с учением об естественном праве и обще­ственном договоре. Самыми выдающимися адептами этого учения были тогда голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645 гг.) и английский философ Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Гоббс перевел на английский язык «Историю» Фукидида. Гуго Гроций издал Тацита и сам был автором нескольких исторических произведений о древности Голландской республики, о Нидерландской революции и др. Но значение обоих ученых для истории исторической науки определяется мыслями и поло­жениями, которые высказаны в их главных трудах. Важнейшим сочинением Гроция является труд «О праве войны и мира», опубликованный в 1625 г. и переведенный около 1710 г. на русский язык. Важнейшим произведением Томаса Гоббса являет­ся «Левиафан», вышедший в свет в 1651 г.Вслед за Макиавелли и другими гуманистами Гоббс и Гроций рассматривали государство человеческими глазами и выводили «его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии». Они не признавали божественного происхождения государства и объясняли его появление человеческими потребностями и че­ловеческим разумом. Вслед за Аристотелем Гуго Гроций считал, что по природе человек является существом общественным. Стремление к обще­нию с себе подобными он признавал важнейшим свойством человеческой природы. Характеризуя первых людей, Гроций отмечал, что у них не было частной собственности. Первый человек мог овладеть для своей надобности, чего бы не пожелал, и потребить все, чем только он в состоянии был воспользоваться. И то, «чем каждый овладевал подобным обра­зом, другой не мог у него отнять». Такую систему Гроций назы­вал правом на вещи низшего порядка. Однако такая бесконфликт­ная ситуация и отсутствие частной собственности могли длиться лишь постольку, поскольку люди пребывала в великой простоте или «находились между собой в некоей чрезвычайной взаимной приязни». Но по мере того, как возникали земледелие, ското­водство и ремесло, по мере того, как развивалась «разнообраз­ная изобретательность» и хитрость, все это стало употребляться для удовлетворения страстей. «Из различия способностей про­истекали соревнование и даже убийство, и, наконец, когда добрые осквернились сообществом злых», водворился «быт насильников и зверская дикость». Когда люди убедились в том, что отдельные рассеянные семейства не в силах противостоять насилию, они решают создать государство. Решение это было принято потому, что обстановка насилия и зверской дикости противоречила общи­тельной природе человека. Таким образом, «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, а добровольно». Государство, по Гроцию, есть «союз свободных людей, заключенный ради соблюдения правды и общей пользы». Гоббс, подобно Гроцию, считал, что жившие в естественном состоянии люди не имели государства, но отрицал, что им свойственно было стремление к общению. Не соглашался он и с предположением Гроция, что в естественном состоянии один человек не отнимал у другого то, что ему принадлежало. Наобо­рот, Гоббс считал, что людям в естественном состоянии был присущ необузданный эгоизм и стремление всем обладать и все захватывать. Не принципами морали, а принципами собственной пользы определялись все их поступки. Первобытные люди на­ходились в состоянии «войны всех против всех». При естественном состоянии, в условиях ужасающей войны всех против всех «нет промышленности, ибо нет уверенности в плодах ее. Нет, следовательно, никакой обработки земли, никакого мореплавания, ни науки, ни искусств, ни литературы, ни общества; и что хуже всего, есть лишь бесконечный страх и опасность насильственной смерти, и жизнь человека становится одинокой, бедной, грубой, бессмысленной, внезапно обрывающей­ся». Такое положение было невыносимым, и люди должны были его изменить. Единственный выход из ужасного естественного состояния заключался в его разумном ограничении. Для своего собственного блага людям необходимо было договориться об отказе от своих прав и о передаче их государству, которое, в свою очередь, должно положить конец «войне всех против всех». Люди добровольно отказались от свободного состояния и заключили общественный договор, передав свои естественные права государству.
Суть общественного договора в следующем: люди становятся гражданами государства. Они заключают с государством договор о том, что делегируют ему часть своих свобод и прав: право судить, защищать жизнь граждан, в соответствии с законом решать вопросы собственности. В обмен на это государство обеспечивает мир, спокойствие и нерушимость всех естественных прав каждого гражданина. Договор взаимный: не только граждане соблюдают законы, но и государство подчиняется этим законам.
Гоббс не случайно назвал произведение, посвященное го­сударству, «Левиафан», т. е. библейское морское чудовище, обладающее невероятным могуществом. Он даже именовал го­сударство земным богом. Казалось бы, государство, выводимое не из божественного творения, а из договора, заключенного людьми, должно было представляться ограниченным в своих правах. На самом же деле его власть признавалась неограни­ченной. Государственный закон был провозглашен единствен­ным правом на земле.
С естественным правом связывалась не только неограничен­ная власть государства, но и его неотъемлемая обязанность следовать велениям разума и заботиться об общем благе для всех подданных. Первейшей задачей государства является обес­печение счастливой жизни подданных. Поясняя, что он имеет в виду, 

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
Методическое пособие
Общая часть
Технологическая карта
квалификационная работа
Техническое задание
Выпускная квалификационная
прохождении производственной
Общие положения
Исследовательская работа
Теоретическая часть
Гражданское право
Методическая разработка
Краткая характеристика
Техническое обслуживание
государственное бюджетное
Технология производства
учреждение высшего
Решение задач
Математическое моделирование
Организация работы
Основная часть
Металлические конструкции
дистанционная форма
Правовое регулирование
Практическое занятие
Понятие предмет
Метрология стандартизация
физическая культура
Общие требования
Практическое задание
Технологическая часть
Образовательная программа