Тема Предпринимательство: основы финансовых взаимоотношений в условиях рыночной экономики



страница1/12
Дата10.09.2019
Размер1.61 Mb.
Название файлаdokument_microsoft_office_word_2_5.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

«Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»

Тема 1. Предпринимательство: основы финансовых взаимоотношений в условиях рыночной экономики.

  1. Основы финансовых взаимоотношений между субъектами рыночной системы.

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

- контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

- распределительную (устанавливает необходимые воcпроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

- стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих

разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих

субъектов в рыночной экономике:

1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип свободного рыночного ценообразования;

3) принцип главенства потребителя;

4)принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);

5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:

- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

- ответственности перед конечным потребителем;

- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

- экономного ведения хозяйства;



-соблюдения этического кодекса предпринимательства. До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: - что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества; - дело бизнеса – бизнес; - надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие. Лауреат Нобелевской премии Р.Коуз полагает, что фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Фирма - это «генератор богатства» общества: генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые представляют собой отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в современной фирме - ее кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива. Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность. Все фирмы в качестве родовых признаков имеют: многоуровневую вертикальную иерархию (типа пирамиды), переход внутрифирменных отношений в административные, отсутствие в рамках внутрифирменных иерархий товарно-денежных отношений, обмен между подразделениями в виде обмена деятельностью, не опосредованного движением денег, отсутствие равноправных экономических отношений между субъектами (подразделениями), отсутствие симметричности информационных потоков для разных уровней иерархии.

  1. Понятие финансовой среды предприятия, фирмы на микро - и макроуровнях.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова термин «риск» определяется как «возможная опасность» и «действие наудачу в надежде на счастливый исход». Каждый человек интуитивно чувствует, что такое риск, связывая его с неожиданными или нежелательными исходами каких-то действий в будущем. Надо признать, что любая сфера человеческой деятельности, в особенности экономическая или финансовая, требует принятия решений в условиях будущей неопределенности. Это обусловлено разнообразными причинами, например, нестабильностью макроэкономического развития, неоднозначностью политической системы, а также наличием большого числа факторов, учесть которые не представляется возможным.
Хотя риск и случайность имеют много общего, для любого менеджера следует различать эти два понятия. О случайности (неопределенности) говорят тогда, когда невозможно предсказать наверняка, что случится в будущем. Риск - это не просто неопределенность, а такая, которую приходится принимать во внимание при совершении тех или иных действий, поскольку она может негативно повлиять на материальное благополучие людей. Таким образом, случайность есть необходимое, но не достаточное условие риска. Другими словами, под риском в экономике следует понимать возможность (угрозу) потери лицом или организацией в результате осуществления определенной хозяйственной деятельности части своих ресурсов или планируемых доходов (прибыли) в будущем Васильев В.А. Математические модели оценки и управления финансовыми рисками хозяйствующих субъектов / В.А. Васильев, А.В. Летчиков, В.Е. Лялин // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - №4. - С.201. .
Можно выделить несколько модификаций риска:
- субъект, делающий выбор из нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятности получения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на проведенных статистических исследованиях;
- вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями;
- субъект, в процессе выбора и реализации альтернативы, располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.
Стремясь «снять» рискованную ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его, т.е. сгладить ситуацию. Этот процесс находит свое выражение в понятии «риск».
Последний существует как на стадии выбора решения (плана действий), так и на стадии его реализации.
Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:
1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
2) необходимо думать о последствиях риска;
3) нельзя рисковать многим ради малого.
В случаях, когда нет ни объективных, ни субъективных оценок вероятностей исходов, экономисты предлагают два критерия выбора. Первый требует выбора такой линии поведения, которая даже в самом худшем варианте даст результат, который будет наилучшим из всех неблагоприятных исходов, - такое поведение называют стратегией максимина. Второй означает выбор варианта, который способен дать при наилучшем стечении обстоятельств максимальный результат.
Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.
В литературе известно достаточное количество классификаций рисков. Риски могуг классифицироваться по масштабу своего проявления на: Классификация рисков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.puckinet.ru/inc/vidr10.htm
1) макроуровне;
2) мезоуровне;
3) микроуровне.


  1. Особенности государственного регулирования финансовой среды предпринимательства.

В современных условиях от государства в значительной мере зави сит эффективность деятельности предприятий. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем вы полнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управлен ческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой го сударства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития пред принимательства и экономики.

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финан сов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, ко торые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая систе ма, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное об ращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обра щения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетен ция органов государственного управления в решении финансовых во просов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предприниматель скую деятельность являются экономические (косвенные) и администра тивные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основны ми из них являются:

налоги;


способы перераспределение доходов и ресурсов;

ценообразование;

государственная предпринимательская деятельность;

кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, ес ли экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

ограничения;

запреты;

лимиты;


квотирование;

и др.


Их целесообразно использовать в следующих областях:

охране окружающей среды;

сертификации, стандартизации, метрологии;

социальной политике;

внешнеэкономической деятельности;

деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влияние на

финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государст венного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регу лирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на по-требление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, спо-собствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созда нию новых производств и современных технологий, ускорению научно- технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования эконо мики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

Ключевым развитием экономики РФ с 2000 г. будет являться улуч шение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Государство должно постепенно отойти от из быточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

Для решения этих задач необходимо будет внести изменения в нормативно-правовые акты по регулированию предпринимательской деятельности. Правительство РФ намерено радикально изменить проце дуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному поряд ку с одновременным установлением правил надзора и введением соот-ветствующей ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию.

В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов, упорядочить и упростить порядок лицензи рования видов деятельности, разработать закон о реорганизации и лик видации юридических лиц, обеспечивающего защиту прав кредиторов и собственников предприятий и организаций.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общие сведения
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Физическая культура
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
квалификационная работа
Техническое задание
Выпускная квалификационная
Общая часть
Методическое пособие
Технологическая карта
Краткая характеристика
Теоретическая часть
прохождении производственной
государственное бюджетное
Общие положения
Методическая разработка
Технология производства
Гражданское право
Техническое обслуживание
Математическое моделирование
Исследовательская работа
Металлические конструкции
учреждение высшего
Понятие предмет
Организация работы
Правовое регулирование
Технологическая часть
Уголовное право
Описание технологического
Решение задач
Практическое занятие
Основная часть
Образовательная программа
Сравнительная характеристика
Метрология стандартизация
Общие требования