Семинарское занятие №1. Система дополнительного образования детей. План: Цели и задачи дополнительного образования детей



Скачать 42,09 Kb.
страница1/8
Дата13.01.2018
Размер42,09 Kb.
Название файлаСеминарское занятие.docx
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8

Семинарское занятие №1.

Система дополнительного образования детей.

План:

1. Цели и задачи дополнительного образования детей.



2. Содержание дополнительного образования детей.

3. Условия деятельности учреждений дополнительного образования детей.

4. Структура учреждений дополнительного образования детей. (мой)

5. Требования к педагогу дополнительного образования.

 

 

Структура учреждения дополнительного образования детей



 

 

(системообразующая структура в методической сервисной службы развивающегося учреждения)



 

- реализация подходов и стратегии инновационных преобразований региональной системы дополнительного образования детей, разрабатываемые научно-методическим советом центра;

 

- определение направлений и тематики научных и экспериментальных работ;



 

- патронаж научно-исследовательской деятельности педагогов;

 

- прогнозирование перспектив развития региональной системы дополнительного образования детей.



 

 

- разработка пакета эффективных образовательных технологий;



 

- интеграция методических усилий педагогов по разработке инновационных педагогических технологий;

 

- мониторинг и первичная экспертиза инновационных процессов;



 

- оказание методической помощи образовательным учреждениям области в организации экспериментальной и исследовательской работы;

 

- рецензирование и редактирование методических сборников, учебно-методических пакетов и других средств программно-методического сопровождения



 

 

- аудит методической работы в учреждении дополнительного образования детей;



 

- разработка инструментария мониторинга для изучения качества условий, хода и результатов образовательного процесса;

 

- проведение мониторинговых исследований;



 

- экспертная оценка инструментария, организационной системы, процесса и результатов мониторинговых исследований.

 

 

Семинарское занятие №2.



Нормативно-правовая база дополнительного образования детей.

План:


1. Международные нормативно-правовые акты и документы. Международная конвенция ООН о правах ребенка.

2. Нормативно-правовые документы правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

4. Нормативные документы общеобразовательного учреждения. (мой)

5. Нормативные документы детского объединения дополнительного образования.

6. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

 

 

Локальные акты общеобразовательного учреждения.



 

 

Понятие «локальный акт общеобразовательного учреждения»



 

Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.

 

Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.



 

1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.

 

2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.



 

Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:

 

1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.



 

2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.

 

3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.



 

4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире - работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.

 

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ - Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ - Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения - Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.



 

3. Локальный акт школы - это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.

 

4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.



 

 

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения



 

Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.

 

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.



 

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.

 

Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.



 

Постановление - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.

 

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.



 

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера.

 

Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.



 

Положение - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

 

Инструкция (от лат. instructio - наставление) - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.



 

Правила - локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

 

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).



 

 

Классификация локальных актов по направлениям деятельности школы



 

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.

 

Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».



 

В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

 

• правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);



 

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

 

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;



 

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

 

• правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;



 

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

 

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.



 

По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

 

1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:



 

• Устав общеобразовательного учреждения;

 

• Положение о Совете общеобразовательного учреждения;



 

• Положение о Попечительском совете;

 

• Положение о Педагогическом совете.



 

2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:

 

• Положения о структурных подразделениях;



 

• Правила внутреннего трудового распорядка;

 

• Штатное расписание;



 

• Должностные инструкции работников;

 

• Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;



 

• Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;

 

• Правила внутреннего распорядка для обучающихся;



 

• Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;

 

• Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.



 

3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:

 

• Инструкции о мерах пожарной безопасности;



 

• Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).

 

4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:



 

• Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;

 

• Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;



 

• Образовательные программы и учебные планы;

 

• Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;



 

• Календарные учебные графики;

 

• Расписания занятий.



 

5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:

 

• Положение об оплате труда и премировании работников;



 

• Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;

 

• Положение о предпринимательской деятельности.



 

6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:

 

• Номенклатура дел школы;



 

• Инструкция по делопроизводству.

 

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.



 

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы. Подробнее о процедуре принятия (утверждения) конкретных локальных нормативных актов будет рассказано в практической части курса.

План:

1. Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования детей.



2. Принципы организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

3. Модели организации дополнительного образования детей.

4. Методы организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. (мой)

5. Средства организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

 

Педагогический процесс– это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы1.



Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы3.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом:

по источнику познания:

словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала),

на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты4.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

 

Семинарское занятие №4.



План:

1. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей.

2. Применение методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Применение методик работы с детьми «группы риска».

4. Применение методик работы с одаренными детьми.

5. Применение методик работы с детьми с учетом гендерных особенностей и особенностей латерального профиля педагогом дополнительного образования.

методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);



• репродуктивный;

• частично поисковый (эвристический);

• проблемное изложение;

• исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Концептуальные основы организации педагогического процесса в рамках дополнительного образования.


Скачать 42,09 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Физическая культура
Общие сведения
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
Технологическая карта
Методическое пособие
квалификационная работа
Общая часть
Техническое задание
Выпускная квалификационная
учреждение высшего
прохождении производственной
Общие положения
Теоретическая часть
Краткая характеристика
Исследовательская работа
Гражданское право
Техническое обслуживание
Методическая разработка
Технология производства
государственное бюджетное
дистанционная форма
Решение задач
частное учреждение
Практическое занятие
Правовое регулирование
Математическое моделирование
образовательное частное
Понятие предмет
Организация работы
Металлические конструкции
Основная часть
Метрология стандартизация
физическая культура
Практическое задание
Образовательная программа