Российский иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев



Скачать 71.05 Kb.
Дата02.02.2020
Размер71.05 Kb.
Название файлаевреи.docx

Иудаизм (др. - греч. «еврейская религия», от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. Общая численность иудаистов во всем мире более 14 млн. человек.

На территории будущей РФ иудаизм существовал ещё с античности — евреи известны в Боспорском царстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств — Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века, составленное ей т. н. Киевское письмо является самым древним письменным памятником Руси.

Российский иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев.

Ашкеназские евреи, которые / предки которых говорили/говорят на языке идиш. Составляют более 95 % иудеев России.

Горские евреи — говорят на диалектах татского языка.

Грузинские евреи — до недавнего времени родным языком их был этнолект грузинского.

Бухарские евреи — до недавнего времени говорили на диалекте таджикского (или фарси).

Караимы и крымчаки — основным языком общения является русский; не стоит путать караимов как народ и караимов как религиозную группу. (Иудеи считают караимов иудейской сектой, сами караимы и русская православная церковь считают караимов отдельной религией, поэтому на них не распространялись ограничения в правах, которые существовали в царской России).

Горские, грузинские и бухарские евреи имеют по одной религиозной общине в России, причём все 3 расположены в Москве. Ашкеназские иудеи имеют более 180 общин в одной только ФЕОР — Федерации Еврейских Общин России, и около 100 в КЕРООР — Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России. Караимы и крымчаки религиозных организаций на территории России не имеют.

История


До 1772 года история иудеев в России небогата: они не составляли и 1/600 части населения страны. Но в 1772 1815 годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреисоставляли значительную долю населения (ок. 200 тыс. чел.) и имели особый юридический статус.

В 1815 1918 годах Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев: почти 50 % иудеев мирапроживали именно в России, которая тогда включала Царство Польское и Великое Княжество Финляндское. Уже при императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него стали черта оседлостии процентные нормы в университеты для иудеев. Если иудей переходил в христианство, все антисемитскиенормы политики Российской империи переставали на него распространяться. В начале 20 в. помимоправославия евреям было разрешено также принимать вероисповедания западного христианства, вчастности — лютеранство.

На протяжении многовековой истории иудаизма в России постоянно происходили и происходят переходыверующих как из иудаизма в христианство, так и из христианства в иудаизм (см. Субботники). ЗаконыРоссийской империи первый вид переходов очень поощрялся, а второй был запрещён под страхом смерти. Несмотря на первый вид переходов, иудеи всегда составляли большинство верующих еврейскогопроисхождения и составляют это большинство в наши дни.

Общеизвестно, что евреи сыграли заметную роль в российском освободительном движении в период 1870—1917 годах. Но в нееврейских кругах малоизвестно, что в основном евреи-революционеры не были иудеями повере, а часто были даже противниками иудаизма. Среди них Лев Троцкий, Яков Свердлов, Землячка, ГригорийЗиновьев, Лев Каменев и прочие. В иудаизме же напротив, существует правило, предписывающее иудею, живущему в нееврейском государстве, соблюдать все его законы. Борьба с политическим строем Российскойимперии — дело незаконное, соответственно оно подпадает под это правило.

Большевики в составе своей партии создали Еврейскую секцию для организации борьбы евреев-атеистов сраввинами и с иудаизмом в еврейской среде. После 1918 года в СССР закрывались синагоги, расстреливались, арестовывались и эмигрировали из страны раввины. Также притеснялся священный дляиудаизма язык — иврит: было запрещено его свободное преподавание до 1988 года, он всяческипротивопоставлялся идишу. Также в литературе в СССР иврит именовали «древнееврейским», игнорируя тотфакт, что с конца XIX века иврит — ещё и современный язык. Также СССР занимал первое место в мире поколичеству иудеев в период 1939—1941 годов.(В 1939 40 годах к СССР были присоединены ЗападнаяБелоруссия и Западная Украина, Сортавала, Питкярантский и Лахденпохский карело-финские районы, Бессарабия, Северная Буковина, Эстония, а также страны «Черты оседлости»  Латвия и Литва; а в июне1941 года начался Холокост на временно оккупированных Германией и её союзниками советских землях.

Подобно почти всем остальным религиозным конфессиям России, иудаизм подвергался жесточайшимпреследованиям в период 1918—1988 годов.

Иудаизм фактически был единственной религией, имеющей мононациональный характер, для большевиковон носил откровенно контрреволюционный оттенок, ибо провозглашал приоритет «национального» над«классовым».[2]

Но переживает период Возрождения с 1992 года: восстанавливаются старые синагоги, строятся новые.

Известно, что за распространение иудаизма (которое велось лишь среди этнически еврейского населения) вСССР был приговорён к смертной казни 6й Главный Любавичский Ребе, Йосеф Ицхок Шнеерсон. Но приговорСоветская власть заменила на высылку из СССР и лишение советского гражданства под влиянием мировогоеврейства и Запада.

Раввины СССР, вместе с другими религиозными лидерами страны, 22 июня 1941 года обратились к своимверующим с призывом идти на фронт против угрожающих безопасности отечества германских войск.

Организации иудеев в России

Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма:Федерация еврейских общин России (ФЕОР), Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широкоизвестные в России люди, среди которых Роман Абрамович. В правление организации входит также депутатГосдумы Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя сиудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах.

Что касается ФЕОР, то её организованные общины существуют в более чем 100 городах России. ПомимоМосквы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 общинагрузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9общин ашкеназских евреев.

Духовенство.Председатель еврейской религиозной общины и раввин не одно и то же. Раввинов ФЕОР в России неменее 46 человек (по данным журнала «Лехаим», выпускаемого ФЕОР).

ФЕОР и КЕРООР в основном следуют правилам иудаизма, которые предписывают что и раввином, ипредседателем общины может стать только галахический еврей, то есть еврей либо целиком, либо по матери; а еврей по отцу не имеет права занимать такой статус, за исключением случаев, когда он прошёл гиюр обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд

СТАТИСТИКА:

Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. Ввиду массовых смешанных браков, существовавших на протяжении нескольких поколений, и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно трудно определить количество приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Кроме того, чисто российским явлением остается движение секты «субботников», именуемых ранее «жидовствующие». Некоторые источники полагают, что их число достаточно велико. По приблизительным данным, население, потенциально тяготеющее к иудейской религиозной традиции, насчитывает на территории СНГ около 3 млн человек.

В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израилеи около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе. В настоящее время в мире насчитывается около 13-14 млн евреев.



В США проживает 5,5 млн, в Израиле — 5 млн, в СНГ — около 1,5 млн, во Франции — 500 тыс., в Англии и Канаде — по 300 тыс., Аргентине — 230 тыс., Бразилии — 150 тыс., ЮАР —120 тыс., Австралии — 90 тыс., Венгрии — 90 тыс. и т. д. Число последователей неталмудического иудаизма — караимов — оценивается примерно в 15-20 тыс. человек.

По результатам переписи за 2002 год удалось установить, что евреи на тот момент составляли лишь 0,16 % от общей численности российского населения, а еврейская община по-прежнему продолжала сокращаться. Официально было зафиксировано 233 тыс. человек. Затем темпы сокращения оставались практически неизменными, и уже к 2010 году в России осталось лишь около 158 тыс. представителей еврейского народа. В настоящее время в Российской Федерации проживает около 180 тыс. евреев. При этом все меньшее количество людей готовы идентифицировать себя как евреи. Более 80 % представителей этого народа, живущих в нашей стране, предпочитают вступать в брак с не еврейскими супругами. Относительно общей численности этого народа по всему миру число совсем не большое: здесь проживает лишь 1,3 %.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
Теоретические аспекты
Физическая культура
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Федеральное государственное
История развития
Методическое пособие
Направление подготовки
Технологическая карта
квалификационная работа
Общая часть
Техническое задание
Выпускная квалификационная
Общие положения
Краткая характеристика
Теоретическая часть
Технология производства
Методическая разработка
прохождении производственной
Исследовательская работа
государственное бюджетное
Гражданское право
Техническое обслуживание
Организация работы
Решение задач
учреждение высшего
Математическое моделирование
Метрология стандартизация
Правовое регулирование
Металлические конструкции
Основная часть
Практическое занятие
Технологическая часть
Технология приготовления
Понятие предмет
Образовательная программа
Описание технологического
История возникновения
Уголовное право