Развитие полифонического мышления на уроках фортепиано



Скачать 28,56 Kb.
страница1/2
Дата15.10.2020
Размер28,56 Kb.
Название файла-
ТипУрок
  1   2

Развитие полифонического мышления на уроках фортепиано.

В программе музыкальной школы есть обязательный элемент – освоение полифонической музыки. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, замечать развитие, переплетение голосов, учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Знакомясь с новым полифоническим произведением, ребенок учится открывать новые грани в полифонии, новые краски, новые методы построения, что, несомненно, развивает его как музыканта в целом.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух и более мелодических линий или голосов. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно – техническом (одинаковые для всех голосов приемы мотивно – мелодической и разработки) и логическом (равноправные носители музыкальной мысли) отношениях.

Согласно методикам известных педагогов – Г,Нейгауза, Н,Любомудровой, Н,Калинниковой , И,Браудо и др. – одним из условий гармоничного развития начинающего пианиста является приобщение его к миру полифонической музыки.

Работа над полифонией развивает целый комплекс навыков, необходимых начинающему пианисту.

- фактурный, тембровый слух

- координацию рук

- полифоническое мышление

Полифоническое мышление — это, прежде всего умение слышать в своём представлении параллельное звучание двух или нескольких голосов. Необходимо привить детям любовь к полифонической музыке, воспитать в учениках умение слышать полифоническую ткань, развивать и углублять это умение на всём протяжении обучения. Во время работы над полифоническим произведением отрабатываются методы и способы, которые учат мыслить, понимать, воплощать идеи, которые обязательно пригодятся в дальнейшем пианистическом творчестве ученика.

Работа над полифонией требует постоянной концентрации внимания, слухового контроля, владения особыми приемами звукоизвлечения, хорошо развитого мышления. Требует применения мыслительных операций – анализа, сопоставления, сравнения, синтеза.

Знакомство с полифонией начинается с 1 класса. Сначала это только ее элементы в произведениях. Это могут быть народные песни, в которых происходит, например, усиление мелодии вторым голосом, могут голоса расходиться на разный интервал или сходиться в унисон. В музыкальной литературе очень много старинных народных танцев- бурре, менуэт, полонез. Много таких произведений собраны в нотной тетради А.М.Бах. Следующей ступенью, с более сложной полифонической тканью является творчество И.С.Баха.

Его клавирные произведения в большинстве своём написаны с педагогической целью и представляют громадную ценность, являясь одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии .Мы начинаем знакомство с творчеством Баха со сборника «Маленькие прелюдии». Именно этот сборник дает незаменимый материал для развития полифонического мышления в средних классах, а также для начального ознакомления с баховским стилем. Здесь представлены простые, но в то же время глубокосодержательные пьесы, которые в доступной форме знакомят с различными видами полифонии.

Подголосочная полифония – это наиболее понятый и доступный вид, с которого можно начать. Этот вид присущ русской, украинской, белорусской народной музыке, поэтому хорошо знаком и понятен нашим ученикам. Музыка такого склада имеет главный голос (запев) и несколько подголосков, дополняющих, поддерживающих, окрашивающих основной напев. Основной мотив может быть сопровожден другим голосом, исполняющим свой мотив выше на какой-то интервал (терцию, сексту, октаву).

Имитационная полифония- основной полифонический способ развития – проведение одной и той же темы в разных голосах либо отрывка темы. Поэтому первоначальной задачей в работе над любым полифоническим произведением имитационного склада является тщательное и всестороннее изучение темы. В «Маленьких прелюдиях» Баха- №4 ре мажор, №6 ре минор, №7 ми минор и других ученик встречает имитацию.

Контрастная полифония – соединение двух мелодий, каждая из которых несет в себе достаточно своеобразное художественное содержание. Взаимосвязь таких тем одновременно противопоставляются и взаимообогащают друг друга.

Скрытая полифония- одна из существенных черт баховского тематизма. Мелодия у Баха часто создаёт впечатление концентрированной полифонической ткани. Такая насыщенность одноголосной линии достигается присутствием в ней скрытых тематических интонаций. Необходимо научиться находить такие скрытые интонации, научиться вычленять их и выделять посредством разного прикосновения пальцами . Примеры скрытой полифонии встречаются в Прелюдиях: №5 ре минор; №8 фа мажор; №9 фа мажор; №11 соль минор.

Хочу привести следующие этапы работы над произведением:


  1. Ознакомление – прослушивание произведения в исполнении педагога либо в записи.

  2. Разбор жанра, определение характера

  3. Анализ формы, для более продвинутого ученика – тональный план, нахождение имитаций, нахождение модуляций.

  4. Разучивание каждого голоса отдельно.

  5. Проигрывание отдельных пар голосов, можно один голос петь, другой играть, можно делать это совместно с учителем.

  6. Разбор артикуляции, фразировки, мотивного строения мелодии.

Некоторые особенности полифонической музыки, необходимые проработать отдельно

Динамика баховских произведений заслуживает отдельного разговора.

 Клавирные произведения Баха написаны не для фортепиано, а для клавесина, клавикорда и органа. Нужно найти в средствах фортепиано приёмы динамики, необходимые для исполнения. Пианист должен представить себе в воображении необходимые ему краски и затем создавать эти краски в процессе игры. Нужно уметь найти определённую звучность для произведения, «инструментовать» его. Динамика должна быть направлена на выявление самостоятельности каждого голоса. Динамика в полифонии как правило Террасообразная. Также можно выработать противопоставление звучностей в пределах данного произведения. Так, например, стоит отделять разделы, части в самом произведении для выявления структурной чёткости посредством смены звукового колорита.

Роль артикуляции при исполнении клавирных произведений Баха определяется свойствами клавесина, клавикорда и органа. Ни один из этих инструментов не имеет средства, аналогичного фортепианной педали. Отсюда увеличивается значение работы над приёмами связывания и расчленения при исполнении музыкальной ткани. Приёмы эти проводятся раздельно по каждому голосу.

Существуют разные мнения о том, какая артикуляционная манера является основной при исполнении клавирных произведений Баха. Кто-то считает, что именно legato является основным приёмом исполнения баховских клавирных произведений; кто-то выделяет основным приёмом non legato. Но нельзя играть только legato или non legato. Искусство артикулирования клавирных произведений требует развития и связной и расчленённой игры, отработки этих приёмов, искусного их противопоставления. Изучение артикуляции лучше всего начинать с двухголосных произведений. Говоря об артикуляции, следует также различать меж мотивную и внутри мотивную артикуляцию. Меж мотивная – это разделение одного мотива от другого, а внутри мотивная – отчётливое исполнение самих мотивов. Всем нам известно так называемое правило «восьмушек». Когда более длинные длительности исполняются приемом non legato , а более мелкие длительности - lеgato

Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Ученик должен научиться читать и изучать аппликатуру. Выполнение аппликатуры является только первым шагом, который ещё не даёт понимания её. Необходимо также выяснить, с исполнением какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура, нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры.

Огромной проблемой в освоении полифонии для некоторых учеников становится выучивание наизусть музыкального произведения. Ни для кого не секрет, что выучить наизусть полифонию гораздо труднее, чем этюд или пьесу. Учить наизусть полифоническую ткань необходимо с помощью логического мышления и конструктивно-логической памяти. А часто у детей просто нет такого навыка.  Способ анализа и установления сознательных ассоциаций является единственно надежным для запоминания музыки. «Вот два отрывка, которые начинаются одинаково, но кончаются по-разному; вот фраза, кончающаяся на доминанте в противоположность другой, кончающейся на тонике. Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле. Только то, и ничего больше!»- Маккиннон. Л. Параллельно с этим задействовать эмоционально-образную память, которая у каждого индивидуальна, подключить какие-то свои ассоциативные связи, что поможет запоминанию.

Чтобы воспринимать полифоническую музыку, нужно научиться ее понимать. Для понимания ее нужны специальные знания и нужна система их усвоения. Отсюда мы и развиваем полифоническое мышление. Одно без другого не существует. Между ними – тесная взаимосвязь. Изучение полифонической музыки активизирует восприятие музыкальной ткани с ее многоплановостью. Все это успешно влияет на общее музыкальное развитие и, несомненно, приносит свои плоды и в исполнении других жанров фортепианного исполнительства.



Полифоническое мышление развивается у большинства учеников сравнительно медленно. Но упорная многолетняя работа обязательно даст положительный результат. Но главное, ученик должен любить музыку. А любовь приходит через легкость понимания, простоту. Но эта видимая и кажущаяся простота является итогом упорной и непростой работы, что требует времени. Поэтому наша работа требует большого терпения, такта и, иногда, выдержки для достижения отсроченного результата. У ребенка должно возникнуть желание исполнить выученное и понятное ему самому полифоническое произведение на концерте, в классе или дома. Желание поделиться своими открытиями в познании музыкальных произведений.



Скачать 28,56 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Физическая культура
Общие сведения
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
Методическое пособие
Технологическая карта
квалификационная работа
Общая часть
Выпускная квалификационная
Техническое задание
учреждение высшего
прохождении производственной
Общие положения
Теоретическая часть
Краткая характеристика
Гражданское право
Исследовательская работа
Техническое обслуживание
Методическая разработка
Технология производства
государственное бюджетное
дистанционная форма
частное учреждение
Решение задач
образовательное частное
Организация работы
Практическое занятие
Правовое регулирование
Математическое моделирование
Понятие предмет
Основная часть
Метрология стандартизация
Металлические конструкции
физическая культура
Практическое задание
Образовательная программа