Сайт nashuch.ru и его партнеры используют на этом сайте определенные технологии, в том числе файлы cookie, чтобы подбирать материалы и рекламу на основе интересов и анализа активности пользователей. Чтобы узнать подробности, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование этих технологий. nashuch.ru также участвует в рекламной деятельности третьих сторон, которая учитывает интересы пользователей. Это позволяет поддерживать наши сервисы и предлагать вам подходящие материалы. Нажимая кнопку «Принять», вы выражаете согласие с описанной рекламной деятельностью.

принять

"Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленую на соискание учёной степени кандидата психологических наук



Скачать 182.03 Kb.
страница1/2
Дата12.08.2019
Размер182.03 Kb.
Название файла-
ТипИсследование
  1   2


ОТЗЫВ

на диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленую на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Исследование И.М.Мирошник посвящено анализу одной из актуальных проблем в области возрастной и педагогической психологии - проблеме влияния личности педагога на способности ребёнка.

Новые концепции развития и воспитания ребёнка как уникальной личности требует новых подходов в анализу феноменологии онтогенеза, особенно на ранних его этапах. Методологической основой данного исследования является теория деятельного опосредствования межличностных отношений и концепция персонализации. Отсюда и тезаурус диссертации: работа выполнена в рамках основных идей и понятийных конструктов А.В.Петровского и В.А.Петровского.

Структурно диссертация состоит из введения, из трёх глав (I - личность педагога в системе музыкально-дидактического взаимодействия; II - исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки; Ш - психологические механизмы воздействия личности на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися), заключения, библиографии (всего 251 наименований) и приложения, отражающего результаты обработки экспериментальных данных на ЭВМ. Без приложения диссертация имеет объём 133 машинописных страницы.

В качестве общей гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказывать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей. Основными методами исследования были: естественный эксперимент, проводимый в процессе обучения музыки и метод отражённой субъектности.


Исследование показало следующее:

  1. В дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется своеобразный феномен зауко-цветового симультанирования - способность осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.

  2. Звуко-цветовое симультирование в возрасте 4-8 лет последовательно нарастает: количество "правильных" ответов увеличивается (по годам: 68; 70; 74; 78; 82 %). Звуко-цветовое симультанирование в возрасте 9-II лет постепенно снижается: количество "правильных" ответов снижается (по годам: 68; 53; 48%).

  3. Музыкальное обучение в общем случае незначительно изменяет возрастную динамику звуко-цветового симультанирования. В диапазоне возраста от 10-12 лет наблюдается разброс значений показателей по звуко-цветовому симультанированию.

  4. Личность выступает как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки. В зависимости от личности педагога и особенностей его персоналияированного воздействия процесс развития способности звуко-цветового симультанирования оказывает позитивное или негативное влияние, что изменяет возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

В исследовании выявлены типы личностей педагогов, способные "компенсировать" и "блокировать" непосредственно-эмоциональную активность детей. В последнем случае возможно "ухудшение" "естественной" возрастной динамики 3ЦC.

Оценивая диссертационную работу, следует указать на то, что здесь рассматривается динамика "естественного" феномена звуко-цветового симультанирования в его онтогенетическом движении в двух ситуациях: I. в ситуации "спонтанного взаимодействия ребенка" (по Ж.Пиаже)с посредником, обучающим музыке; 2. в ситуации направленного воздей-



ствия на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования.

Теоретическим достоинством исследования является не сам факт выявления динамики звуко-цветового симультанирования, а стоящая за этим фактом общая тенденция онтогенеза: I. сензитивность в определенный возрастной период; 2. снижение сензитивности на следующем возрастном этапе в условиях спонтанного взаимодействия ребенка со взрослым; 3. поддержание сензитивности на том же возрастном этапе в условиях взаимодействия ребенка с профессионально, а следовательно, и личностно значимым педагогом.

Достоинством диссертации являются также методы исследования способности звуко-цветового симультанирования. Особенно интересна методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, предполагающая поэтапное развитие способности звуко-цветового стимулирования. Эта методика прекрасно работает как диагностическая и как формирующая. Она является эффективным средством эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения.

Анализ рецензируемой диссертационной работы вызывает потребность в интерпретации самого феномена звуко-цветового симультанирования. Подтверждения и объяснение этого феномена физиологами и психологами требуют своего толкования и в момент снижения звуко-цветового симуль­танирования.

Что стоит за фактом снижения звуко-цветового скмультанирования? Регресс или освобождение от более примитивных лсихофизиологических связей?

Зрение и слух как дистантные рецепторы начинают взаимодействовать с ориентировочных сосредоточений новорожденного. Возможно в сензитивный период развития ведущих органов чувств возникают психофизиологические связи, формирующие зрительно-слуховой эйдетизм, который и определяет в последующем предпочитания в звуковой и цветовой сферах.

Последующий период развития зрительно-слуховой сферы требует большей свободы от "естественных" для природы человеческой психики связей. Начинается снижение показателей по звукоцветовому симультанированию. Это наше суждение - обращение к глубинным механизмам явления.

Однако, как бы то ни было, организация звуко-цветового симультанирования для детей в том возрасте, когда идет "естественное" его угасание и подтверждение возможности сохранения этого феномена имеет значение не только для подтверждения (роли) личности педагога в развитии эмоционально-образного восприятии музыки. Организация звуко-цветового симультанирования имеет и терапевтическое значение: при регрессе личности в экстремальных ситуациях катастроф или в ситуации длительной депривеции цвет и музыка являются изначальными катализаторами эмоциональных состояний, которые естественно использовать при реабилитации. Хотелось бы, чтобы диссертант со вниманием отнёсся к нашему анализу тех феноменов, которые содержатся в контексте работы, но пропущены при анализе.

Пожелания касаются скорее будущей монографии, опубликование которой представляется целесообразным.



Хорошее исследование обладает свойством провоцировать вопросы и пожелания. Оценивая работу формально, следует указать, что диссертация отвечает всем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК СССР. Автореферат соответствует содержанию диссертации. Автор диссертации "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", безусловно, заслуживает присуждения учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. - педагогическая и возрастная психология.
Доктор психологических наук,профессор



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2017
обратиться к администрации | Политика конфиденциальности

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
Теоретические аспекты
Физическая культура
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Общая часть
Техническое задание
Методическое пособие
Технологическая карта
Краткая характеристика
Теоретическая часть
государственное бюджетное
прохождении производственной
Техническое обслуживание
Общие положения
Методическая разработка
Технология производства
Исследовательская работа
Металлические конструкции
Математическое моделирование
Гражданское право
Организация работы
Понятие предмет
Правовое регулирование
учреждение высшего
Технологическая часть
Решение задач
Практическое занятие
Уголовное право
Описание технологического
Основная часть
Метрология стандартизация
История возникновения
Общие требования
Электрические машины