Характеристика социальных групп



Скачать 128.89 Kb.
страница1/8
Дата08.11.2018
Размер128.89 Kb.
Название файлаpsikhologia_-_malye_sots_gruppy.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. характеристика социальных групп

Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относят размер группы, ее внутреннюю структуру (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением.

Размер группы сам по себе во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада), например между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в многочисленных группах. Однако отношения в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям.

Добавление к группе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д.

Согласно исследованиям психологов и социологов, оптимальная численность малой группы составляет пять человек. В такой группе никакая внутри групповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, быть в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы ее члены могли вполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте остальных, но в то же время достаточно мала и ее члены считаются друг с другом и проявляют взаимное уважение.

Внутренняя структура группы. Без общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности, напри мер футбольная команда без тренера, армия без офицеров, предприятие без директора, университет без декана, оркестр без дирижера, молодежная группа без вожака. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены группы имеют большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Малые группы способны обходиться без лидера, однако в многочисленных группах отсутствие руководства приводит к хаосу.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов:

специалист-производственник — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению; этот тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; специалист-психолог — решает межличностные проблемы, снимает напряженность между членами группы и способствует повышению духа солидарности в группе; этот тип является экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности.

В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Лидеры используют различные стили руководства для оказания влияния на членов группы.

Классическое исследование стилей руководства провел К. Левин. В ходе этого исследования взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех стилей руководства — авторитарному, демократическому или стилю невмешательства. Руководитель, реализующий авторитарный стиль, определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, так что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, давал субъективные положительные и критические оценки и оставался в стороне от участия в деятельности группы. Руководитель, реализующий демократический стиль, разрешал мальчикам участвовать в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, предлагал варианты их достижения, позволял членам группы работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. Руководитель, реализующий стиль невмешательства, вел себя пассивно: предоставлял материалы, давал советы и оказывал помощь только по просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты работы.

Исследователи обнаружили, что авторитарный стиль руководства приводил членов группы к полному упадку сил и вызывал у них враждебные чувства к своему руководителю; производительность оставалась высокой только в присутствии руководителя, нос его уходом она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали большее удовлетворение, были ориентированы на задачи группы и дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствие руководителя) и низкие уровни межличностной агрессии. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высоким уровням межличностной агрессии.

Подчеркнем, что эксперимент проводился с американскими подростками, воспитанными на демократических принципах. При иных условиях и в другой культурной среде может оказаться более предпочтительным авторитарный стиль руководства. Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах позволяет предположить, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. Однако не менее логичным представляется объяснение, согласно которому в подобных обстоятельствах авторитарным правителям проще захватить и удерживать власть.






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Учебное пособие
Практическая работа
Общие сведения
Федеральное государственное
Общая характеристика
Дипломная работа
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Общая часть
Физическая культура
Методическое пособие
государственное бюджетное
История развития
квалификационная работа
Направление подготовки
Выпускная квалификационная
Техническое задание
Технологическая карта
Краткая характеристика
Понятие предмет
Общие положения
Теоретическая часть
Металлические конструкции
Методическая разработка
прохождении производственной
Сравнительная характеристика
Технология производства
Технические характеристики
Электрические машины
Исследовательская работа
Правовое регулирование
Математическое моделирование
Гражданское право
Общие требования
Описание технологического
История возникновения
Основная часть
Организация работы
бюджетное учреждение
Организация производства
Техническое обслуживание
Примерная программа
учреждение высшего