МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»
Разработала: Куценко Валентина Александровна, педагог-психолог ГБОУ лицея № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Предмет (направленность): психология.
Возраст детей: 5-7 класс.
Место проведения: класс.
Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока по предмету «Обществознание» (программа для 7 класса), для которого, собственно, занятие первоначально и было разработано.
Материал может быть использован и для мероприятия по профилактике агрессивного поведения с учащимися 5-6 классов.
Цели занятия: психологическое просвещение, профилактика агрессивного поведения, создание условий для развития у учащихся способности к рефлексии своих действий.
Задачи, решаемые в ходе занятия: научение способам самопознания, подходам к анализу учащимися мотивов своего и чужого поведения, развитие навыков саморегуляции, развитие коммуникативных навыков школьников.
Занятие проводится в форме дискуссии и активно стимулирует учащихся на выражение собственного мнения по данной теме.
План занятия: содержательно занятие строится на последовательно рассматриваемых тематических блоках:
1. Виды агрессивных проявлений в мире
2. Подведение к определению агрессии
3. Составляющие агрессии. Признаки агрессивного поведения.
4. Происхождение агрессии
5. Три типа поведения
6. Агрессивное поведение – как неуверенное поведение
7. Выводы по теме.
Описание занятия:
Психолог (далее: П) начинает работу с классом с вопроса:
- Как вы думаете, что такое агрессия? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях: «..агрессивно себя ведет..», «агрессор», «что за агрессия??..», «агрессивный человек».. и т.д. Что имеется в виду?
(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, психолог поощряет высказывания и стимулирует активность школьников)
П: Я постараюсь по полочкам вам разложить, что такое агрессия с психологической точки зрения, откуда она берется, и в чем ее суть.
Как вы думаете, существует ли агрессия в животном мире, среди зверей? Или это чисто человеческое проявление (потому что связано с мстительностью, злостью, вспышками гнева)?
(Учащиеся высказываются)
П: Хорошо. Если мы будем говорить о человеческой агрессии, то кто ее может проявлять? Только всегда отдельный человек? Или когда это идет от группы, народа, государства, то - это тоже агрессия?
(Учащиеся отвечают)
П: Получается, что существуют разные виды агрессии! Например: личностная и групповая.
Давайте разберем их различия.
Групповая агрессия или агрессия государства: о ней написано в специальном документе.
Зачитывается определение агрессии, которое утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года:
«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.»
Как вы думаете, для чего понадобилось зафиксировать в документе это определение?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
П: А теперь перейдем к личностной агрессии. Для нас, как для общающихся людей, - этот вид агрессии разобрать важнее.
Рассмотрим следующие случаи (психолог дает краткое описание ситуации и рисует соответствующую ей пиктограмму на доске):
1. Ревнивый влюбленный, узнав, что его девушка встречается еще и с другим, - хватает пистолет и стреляет в обоих. (П.на доске рисует СЕРДЦЕ)
2. На вечеринке одна девушка выпускает в другую целую обойму язвительных реплик, и настолько выводит ее из себя, что та, в конце концов, выбегает из комнаты в слезах. (П. рисует БОКАЛ с трубочкой для коктейлей)
3. Нетрезвый водитель вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель того автомобиля и пассажир погибают. Впоследствии он испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии. (П. рисует: МАШИНА)
4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда. (П. рисует: БОМБА)
5. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его. (П. рисует: ЗУБ)
6. Начальник говорит новому сотруднику, что надо действовать более профессионально, и указывает конкретные направления желательных изменений. (П. рисует: ДОКУМЕНТ/лист)).
Итак, в каком из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?
(Учащиеся обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)
П (обобщает и подводит к выводу): Т.о., мы приходим к определению агрессии:
Поделитесь с Вашими друзьями: |