Сайт nashuch.ru и его партнеры используют на этом сайте определенные технологии, в том числе файлы cookie, чтобы подбирать материалы и рекламу на основе интересов и анализа активности пользователей. Чтобы узнать подробности, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование этих технологий. nashuch.ru также участвует в рекламной деятельности третьих сторон, которая учитывает интересы пользователей. Это позволяет поддерживать наши сервисы и предлагать вам подходящие материалы. Нажимая кнопку «Принять», вы выражаете согласие с описанной рекламной деятельностью.

принять

3. Развитие методики анализа финансовой устойчивости организаций судостроения и судоремонта



Скачать 305.96 Kb.
страница1/6
Дата12.08.2019
Размер305.96 Kb.
Название файла3 глава 1,2 пункт.docx
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6


3. Развитие методики анализа финансовой устойчивости организаций судостроения и судоремонта

3.1 Необходимость усовершенствования методики анализа финансовой устойчивости организаций судостроения и судоремонта

Судостроение – одна из важнейших отраслей промышленности страны, оказывающая влияние на экономику страны и характеризующаяся особенностями производства и бухгалтерского учета. В развитии судостроения заинтересованы как руководство предприятия и собственники, так и инвесторы. Анализ финансового состояния является одним из ключевых моментов его оценки, т.к. дает реальную картину финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности и ликвидности. Финансовый анализ - процесс исследования и оценки предприятия с целью выработки наиболее обоснованных решений по его дальнейшему развитию и пониманию его текущего состояния. Его следует осуществлять не только по предприятию в целом, но и по отдельным производственным участкам и службам.


Развитие судостроительной отрасли, инвестиционная привлекательность судостроения, интересуют все большее количество пользователей, поэтому результаты финансового анализа очень важны для инвесторов. На сегодняшний день анализ финансового состояния предприятия играет важную роль для руководителя предприятия, т.к. помогает выявить сильные и слабые стороны производства.

Совершенствование методики возможно путем выделения конкретной группы или системы финансовых показателей, применяемых в анализе, упорядочивания этапов проведения анализа, а также расширения информационной базы исследования. Система показателей, описывающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, делится на пять групп: относительные, абсолютные, масштабные, структурные, приростные. Анализ показателей заключается в сопоставлении их значений с установленными нормативами, а также в изучении их динамики за период времени. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, имеют тесную взаимосвязь между собой. К примеру, нельзя правильно оценить уровень финансовой устойчивости, не разобравшись в изменениях платежеспособности и ликвидности, т. к. уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей. Такая взаимосвязь и взаимодополнение, показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, способствует более обширной оценке финансового состояния, выявлению сильных и слабых сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия и принятию эффективных управленческих решений. Общего понятия и единого подхода при анализе финансовой устойчивости, в современных научно-аналитических изданиях нет [1–6 и т. д.], что отрицательно сказывается на точности и достоверности оценочной информации. Под надежностью (стабильностью) системы рассматривается определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его платежеспособность, или соотношение собственного и заемного капитала [8, с. 229]. Большинство российских методик оценки финансовой устойчивости строятся на анализе по абсолютным показателям, который заключается в расчете показателей обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования (обеспеченность собственными оборотными средствами; собственными оборотными и долгосрочными заемными средствами; собственными оборотными, долгосрочными и краткосрочными заемными средствами). Такая методика имеет следующие достоинства и недостатки: нормативные значения установлены без учета отраслевой принадлежности, которая в значительной степени влияет на структуру издержек и капитала предприятия, рискованность, рентабельность, оборачиваемость капитала; затрудняется сравнительный анализ коэффициентов по отраслям деятельности; предлагается большой набор показателей, при этом некоторые из них взаимосвязаны между собой либо дублируют друг друга.

Анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, который осуществляется по классическим методикам, не учитывает характерные черты вида экономической деятельности и особенностей функционирования предприятий судостроения и судоремонта. На данный момент времени ни одна из имеющихся методик анализа финансового состояния не учитывает особенностей судостроительной отрасли, потому что в их основе лежит определение покрытия запасов и затрат разными видами источников средств (собственными, долгосрочными, краткосрочными заемными средствами и т.д.), что является недостаточным для принятия управленческих решений в области судостроения. Такой анализ не показывает факторы, которые влияют на сложившееся финансовое состояние судостроительного предприятия, и не дает возможности сделать правильные выводы.

Информационной базой финансового анализа предприятия является бухгалтерская отчетность. Проводя анализ финансового состояния используя статьи бухгалтерской отчетности организации судостроения и судоремонта, необходимо учитывать особенности судостроительной отрасли. Рассмотрим более детально некоторые особенности финансово-хозяйственной деятельности субъектов судостроения и ремонта судов. Бухгалтерский баланс предприятия является стандартным и применяется во всех отраслях, в нём не отражаются особенности, характерные для судостроения. К примеру, в активе баланса в разделе «Оборотные активы» отсутствует контрагентское судовое оборудование, которое планируется в составе собственных оборотных средств и показывается по статье сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Удельный вес стоимости контрагентского оборудования имеет большое значение в этой статье баланса от 40% до 50% от всей стоимости материальных ценностей, идущих на постройку судна.

В нормировании материальных ценностей действует закономерность, вытекающая в большинстве случаев из неравномерности затрат на производство материалов и покупных полуфабрикатов, и их запасов. В связи с тем, что длительность цикла постройки судов (год и больше), есть особенности в источниках формирования собственных оборотных средств. Исходя из этого, анализ нормативов собственных оборотных средств, не позволит сделать правильные выводы.

Согласно бухгалтерскому учету строки 214 «готовая продукция и товары для перепродажи» и 215 «товары отгруженные» актива баланса сопоставляются со строкой 610 «займы и кредиты» пассива баланса. В балансе судостроительных организаций такое равенство невозможно. В приоритете у предприятия получить от заказчика предоплату, нежели взять кредит или займ. В связи с длительностью операционного и производственного циклов и длительным периодом нахождения средств в расчетах, проводя анализ расчетных отношений нужно учитывать строки 240 «дебиторская задолженность, платежи по которой поступят в течение 12 месяцев после отчетной даты» актива баланса и показатели, отраженные в строке 950 «обеспечение обязательств и платежей», полученные по статьям забалансового учета.

В учете затрат на производство хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, также есть свои особенности, которые необходимо учитывать при оценке результатов анализа финансового состояния. При учете затрат на производство хозяйствующие субъекты строительства и ремонта судов подразделяют затраты на свои и контрагентские работы и поставки, что позволяет отображать сумму потерь от брака в производстве в процентах только к затратам на собственные работы, а не ко всей плановой продукции.

В хозяйствующих субъектах строительства и ремонта судов развита система планирования учета и калькулирования затрат и себестоимости строительства и ремонта судов. Такая система имеет свои особенности. Суда серийной постройки, с длительным циклом производства планируют и учитывают по показателю себестоимости в разрезе технологических этапов, чтобы эффективнее снижать себестоимость постройки судов. При постройке головных судов новых проектов нет окончательно отработанных рабочих чертежей, технической документации и технологии, а также достоверных нормативов материальных и трудовых затрат. В этих условиях нельзя достичь материального сопоставления фактических затрат с плановой себестоимостью, так как последняя не может быть исчислена более или менее достоверно по технологическим этапам. Поэтому организация планирования, учет издержек и калькулирование себестоимости по технологическим этапам при постройке головного судна будут давать существенные отклонения.

Исходя из этого, учетно-калькуляционными единицами планирования и учета себестоимости постройки крупных судов являются: по заводу -технологический этап судна и судно в целом, по цехам - часть технологического этапа, объем работ цеха, участвующего в изготовлении этапа (цеховая себестоимостью). Этот режим планирования и учета себестоимости технологических этапов позволяет добиться наилучших условий для контроля за себестоимостью постройки, также повышает ответственность цехов за снижение затрат и способствует экономическому стимулированию прибыли.

Еще одна особенность экономики судостроения состоит в том, что фактическая себестоимость постройки судна определяется после предварительной полноты и списания на судно стоимости контрагентских поставок и работ, а также услуг конструкторских организаций. Ко времени сдачи судна и списания затрат на его постройку, организация не располагает всеми данными таких затратах. Больше всего это относится к статьям расходов по контрагентским работам, услугам конструкторских организаций и иногда – к контрагентским поставкам. Многие контрагенты и конструкторские организации, связанные со строительством судна, иногородние, поэтому оформление актов на выполненные ими работ и услуг, а также выписка счетов занимают много времени, чаще всего такие счета на судостроительный завод поступают по истечении отчетного месяца, в котором сдано судно. До списания с баланса стоимости законченного и сданного судна бухгалтерия и все отделы, включая экономический, отдел труда и заработной платы должны внимательно проанализировать все затраты, связанные со строительством. Такой анализ лучше проводить не в момент списания законченного судна, а постоянно в течении всего времени его постройки. Вторая экономическая особенность судостроительного производства – сданное и принятое в установленном порядке судно, независимо от полноты его оплаты заказчиком, считается реализованным в отчетном месяце, в то время как вся прочая товарная (не судостроительная) продукция отражается как реализованная только после ее полной оплаты. В этих случаях судостроительное предприятие имеет высокую дебиторскую задолженность и необоснованный разрыв в оборотных средствах. Сумма не оплаченного платежа может быть большой, и предприятие при указанных обстоятельствах оказывается в непростом финансовом положении. Выполнение плана валовой продукции учитывается следующим образом: в валовую продукцию машиностроительного предприятия включаются стоимость готовой продукции и выполненных работ, предназначенных к реализации и отпуску на сторону, и стоимость прироста или убыли незавершенного производства. Судостроительные предприятия определяют выполнение плана валовой продукции иначе, здесь тоже есть свои особенности. Выполнение плана постройки судов устанавливают исходя из законченных в отчетном периоде (месяце) технологических цехокомплектов, оцененных в принятой оптовой стоимости судна. При ремонте судов валовую продукцию определяют, умножая процент продвижения технической готовности за отчетный месяц (разность между процентами технической готовности судна на конец и начало отчетного периода) на цену ремонта судна. При определении объема производства судостроительного и судоремонтного предприятия стоимость контрагентских поставок и работ из объема валовой продукции не исключается.

К другим экономическим особенностям судостроительного производства следует отнести частое применение ориентировочных оптовых цен на головные суда и первые два серийные. Обсуждение, исследование, согласование и утверждение таких цен занимают у судостроительного предприятия и заказчика несколько месяцев после сдачи и приемки судна. В таких случаях судостроительные предприятия отражают в бухгалтерских балансах и отчетах финансовый результат, а также выполнение плана себестоимости продукции исходя из ориентировочных оптовых цен и ориентировочной плановой стоимости. Однако, ни один из показателей не может быть точным и правильно отражать финансовый и экономический результаты деятельности предприятия за отчетный период. Некоторые судостроительные предприятия отражают в бухгалтерских отчетах стоимость и себестоимость сданных судов исходя из цен, близких к последующим утвержденным твердым оптовым ценам.

Анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, проведенный по классическим методикам, не учитывает специфических особенностей вида экономической деятельности и особенностей функционирования. При таком анализе нельзя понять, за счет каких факторов деятельности предприятия сложилось данное финансовое состояние. Такой анализ не дает полной информации инвесторам и руководителям предприятия, для принятия правильных управленческих решений. Поэтому необходимо развивать методику анализа применительно к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов, под которым понимается процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное.




Характеристика
Обоснование включения показателя как критерий оценки
Название характеристика уровня


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2017
обратиться к администрации | Политика конфиденциальности

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Практическая работа
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
Теоретические аспекты
Физическая культура
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Федеральное государственное
История развития
Направление подготовки
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Общая часть
Техническое задание
Методическое пособие
Технологическая карта
Краткая характеристика
Теоретическая часть
государственное бюджетное
прохождении производственной
Техническое обслуживание
Общие положения
Методическая разработка
Технология производства
Исследовательская работа
Металлические конструкции
Математическое моделирование
Гражданское право
Организация работы
Понятие предмет
Правовое регулирование
учреждение высшего
Технологическая часть
Решение задач
Практическое занятие
Уголовное право
Описание технологического
Основная часть
Метрология стандартизация
История возникновения
Общие требования
Электрические машины