18. Основные направления развития политической системы рб



Скачать 48.04 Kb.
Дата27.07.2018
Размер48.04 Kb.
Название файлаОсновные направления развития политической системы РБ.docx

18. Основные направления развития политической системы РБ
В Республике Беларусь происходит процесс существенной трансформации политической системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в начале 90-х гг. ХХ в. Распад СССР дал начало процессу становления суверенной и независимой Республики Беларусь. Принятая 15 марта 1944 г. Конституция провозгласила Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством, ввела президентскую форму правления, провозгласила широкие права и свободы граждан, определила, что важнейшие вопросы государственной и общественной жизни будут выноситься на референдумы. В это же время были открыты возможности для создания и активной деятельности политических партий, общественных и национально-культурных объединений.

Главный вектор преобразований связан с превращением её в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые нормы и принципы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. В 1996 г. после всенародного референдума, в Беларуси были реорганизованы органы государственной власти и управления. Эти мероприятия стали началом кардинального изменения белорусской политической системы, взявшей курс на создание сильного и процветающего государства. Контуры этой системы, имеющей свои собственные устои и традиции, сегодня обрисованы достаточно четко.

Конституция Республики Беларусь определяет политическую систему Беларуси как систему демократического типа. Главенствующую роль в ее функционировании играют центры принятия политических решений, которые осуществляют государственное управление и вырабатывают государственную политику. Органы государственной власти осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Высшим законодательным органом страны является парламент – национальное собрание, состоящее из Совета Республик и Палаты представителей. Центральным органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь, который обеспечивает проведение единой экономической, кредитной, денежной политики, политики в сфере образования, здравоохранения и т.д. Система Государственного управления в Республике Беларусь построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу и включает министерства, государственные комитеты, облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, районные администрации, поселковые и сельские исполкомы, а также учреждения и организации, подчиненные правительству. Судебную ветвь власти республики Беларусь представляет система судов во главе с Конституционным судом. Реализацию внутренней и внешней политики гарантирует Президент Республики Беларусь, обеспечивающий преемственность и взаимодействие органов государственной власти и осуществляющий посредничество между ними.

В основе политической системы Республики Беларусь лежит принцип народовластия. Он означает, что все важнейшие вопросы в жизни страны решаются только всенародно, посредством прямого волеизъявления граждан – прежде всего путем референдумов, выборов, всебелорусских собраний, являющихся институтами между властью и народом. Не менее значительными связующими институтами выступают также политические партии и общественные объединения, представляющие интересы различных социальных групп белорусского общества. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции, содействуют выражению и выявлению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах. В то же время запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. К наиболее важным правовым актам, регулирующим политические отношения, относят Конституцию страны, свод законов, указы, уставы партий и организаций. В сфере политического сознания и политической культуры идёт процесс, направленный на формирование политического мышления и демократического поведения граждан. Ст. 33 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В нашей стране, таким образом, конституционно признаётся и утверждается плюрализм (многообразие) политических институтов, идеологий и мнений.

Усложнение системы политических отношений в обществе имеет не только количественные, но и качественные измерения. Так, отношение к политической системе характеризуется, с одной стороны, лояльностью и поддержкой большинства народа, а с другой – складыванием реальной оппозиции, активность которой усиливается в период борьбы за власть (парламентских и президентских выборов). В связи с этим предстоит немало сделать в области совершенствования политических отношений. Так, первоначальной задачей является снижение уровня политической конфронтации в обществе, обеспечение гражданского согласия и выработка демократических процедур урегулирования политических конфликтов. Нормой политических отношений должны стать отношения консенсусного типа (проведение дискуссий, переговоры, организация «круглых столов» и др.).

Все политические системы сталкиваются с проблемами порядка и устойчивости всех общественных институтов. Факторами, способными обеспечить безопасность и стабильность политической системы, являются: способность государства и народа, проживающего на его территории, сохранить сущностные национальные и духовно-нравственные ценности и передавать их из поколения в поколение; формирование гражданского общества с учетом специфики исторических и цивилизационных особенностей государства; достижение легитимности политической системы; обеспечение информационной безопасности, т.е. защищенности национальных интересов Республики Беларусь в информационной сфере.



 По всем обозначенным выше направлениям за последнее десятилетие в Беларуси достигнуты существенные позитивные результаты. Наиболее важные из них сводятся к следующему: стана из состояния общественно-политического хаоса смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации; заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты; сконструирована мощная управленческая машина и значительно укреплена государственная власть; обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти; выстроена четко действующая система общественно-политических отношений; утвердились и активно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая смогла избежать массовой безработицы и обнищания населения; удалось значительно продвинуться вперед и в плане обеспечении законности и правопорядка; на должном уровне поддерживаются обороноспособность и национальная безопасность страны. Современная политическая система в Республике Беларусь молода. Её развитие продолжается: устанавливается диалог и взаимопонимание между различными политическими институтами, совершенствуется законодательство, формируется политическая культура в условиях политического плюрализма и особенностей белорусского менталитета.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Учебное пособие
Практическая работа
Общие сведения
Общая характеристика
Федеральное государственное
Дипломная работа
Теоретические аспекты
Общая часть
Самостоятельная работа
Физическая культура
Методическое пособие
государственное бюджетное
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
История развития
Направление подготовки
Техническое задание
Технологическая карта
Теоретическая часть
Краткая характеристика
Общие положения
прохождении производственной
Понятие предмет
Металлические конструкции
Методическая разработка
Техническое обслуживание
Электрические машины
Описание технологического
Общие требования
Практическое занятие
Технические характеристики
Правовое регулирование
Технология производства
Сравнительная характеристика
Математическое моделирование
Исследовательская работа
бюджетное учреждение
История возникновения
теоретические основы
Методические основы
Организация производства
Экономическая теория
Примерная программа