1 теоретические основы обязательного социального страхования



Скачать 313.93 Kb.
Дата08.11.2018
Размер313.93 Kb.
Название файла-
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ



    1. Понятие и сущность обязательного социального страхования беременных женщин

    2. Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством

    3. Нормативное регулирование страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством

  1. АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ

    1. Характеристика управления Свердловского регионального отделения фонда социального страхования в городе Нижний Тагил

    2. Особенности назначений и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами

  2. ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



3
5
5
6
12

15
15

17
21

25

27



ВВЕДЕНИЕ


Тема исследовательской работы очень актуальна в данное время, так как возникает большое количество проблем с размером и категорией граждан, кому выплачивается страховые пособия, со сроками обращения и выплат страховых пособий, с выдачей материнского (семейного) капитала и его использованием, и другие проблемы связанные со страхованием на случай беременности и родов.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Цель данной работы является рассмотрения проблем социального страхования беременных женщин и пути решения этих проблем.

Задачи для успешного выполнения исследовательской работы:

- изучение социального страхования беременных женщин;

- определение круга лиц подлежащих страхованию;

-рассмотрение на конкретном примере проблемы социального страхования беременных женщин;

- оценить нормативную базу, выявить проблемы и найти пути их решения.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы является Свердловский региональный фонд социального страхования. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, научные теоретические положения, а также рассмотрение проблемы на конкретных примерах из жизни.

По первой главе данной работы рассмотрено понятие и сущность страхования по беременности и родам, круг лиц, подлежащие страхованию по беременности и родам, порядка назначения пособий и выплат по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, и нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное страхование беременных. Что дает нам более обширное представление по страхованию данной категории граждан.

Во второй главе дан анализ по работе Свердловского регионального отделения фонда социальной защиты по городу Нижний Тагил. Где можно конкретно рассмотреть страхование беременных женщин и размеры пособий в связи с материнством, уходом за ребенком по Свердловской области.

В третьей главе найдены проблемы по обязательному социальному страхованию беременных женщины, а также пути решения этих проблем.

При выполнении работы использованы нормативно-правовые акты, учебная литература и Интернет-ресурсы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ




    1. Понятие и сущность обязательного социального страхования беременных женщин

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством1.

Из этого понятия следует, что обязательное социальное страхование в связи с материнством необходимо для того, что бы возместить беременным женщинам их заработок во время декретного отпуска по беременности и родам, а так же по уходу за ребенком.

Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая2.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются3:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи4.

Данному виду социального страхования определен вид страхового обеспечения - пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком5.

В социально-политическом аспекте социальное страхование на случай беременности и родов представляет собой способ реализации конституционных прав беременных женщин на материальное обеспечение в связи с материнством. Размеры получаемых при этом пособий зависят от среднего заработка беременной женщины.
1.2 Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством
Для назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством нужно определить круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию6:

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства7:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»8:

1) застрахованные лица вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

2) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года;

3) стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в двенадцать раз;

4) уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

5) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом;

6) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в размере за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай;

7) в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

8) порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

Также обязательному социальному страхованию подлежат9:

-Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

-Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Федеральными закономи. Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода - не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

-Лицами, работающими по трудовым договорам, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

-Могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации10.

Пособие выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности – восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей – сто десять) календарных дней после родов11.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения семьдесят (в случае одновременного усыновления двух и более детей – сто десять) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае усыновления ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка.

Работодатель назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Работодатель осуществляет выплату пособия застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы (через кассу организации, путем перечисления на лицевой счет в Сбербанке России или ином кредитном банке, перечислением на пластиковую банковскую карту).

Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных законодательством, назначает и выплачивает пособие в течение десяти календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае выплата пособия осуществляется в установленном размере территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, назначившим указанное пособие, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по беременности и родам выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком12.

Суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более двадцать процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке13.

Начисленные суммы пособий, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

При обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01. 2007 № 74.

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством14.

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

В случае если женщина в расчетном периоде не имела заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом районных коэффициентов15.

1.3 Нормативное регулирование страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством
Нормативное регулирование обязательного социального страхования регламентируется следующими нормативными документами на федеральном уровне:

- Конституцией РФ, где сказано, что материнство находится под защитой государства16. Так же в ней сказано, что каждому гарантируется социальное обеспечение в связи с материнством17;

-Трудовой кодекс РФ, где прописаны все трудовые права и обязанности беременных женщин18;

- Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством19;

- Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования20;

- Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.21;

- Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь22;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который разъясняет все новые особенности и тонкости исчислений пособий по беременности и родам23;

- Закон Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка», в нем устанавливаются порядок назначения и выплаты в Свердловской области ежемесячного пособия на ребенка, а также размер и порядок индексации этого пособия24;

- Закон Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале», настоящим законом регулируются отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала25.

Таким образом, рассмотрев основные положения социального страхования на случай временной нетрудоспособности, необходимо рассмотреть основные процессы на примере Свердловского регионального фонда социального страхования по городу Нижний Тагил.
2 АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ

НИЖНИЙ ТАГИЛ

2.1 Характеристика управления Свердловского регионального отделения фонда социального страхования в городе Нижний Тагил

Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций26.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Свердловское региональное отделение фонда социального страхования в городе Нижний Тагил предоставляет следующие государственные услуги:

1. Предоставление государственных услуг Фондом социального страхования Российской Федерации



  1. Оптимизация предоставления государственных услуг

3. Межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг

4. Административные регламенты

5. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций

6. Проекты изменений в законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций

7. Портал методической поддержки реализации Федерального закона № 210-ФЗ

8. Государственные услуги на Портале государственных и муниципальных услуг

9. Государственные услуги Фонда, предоставляемые через Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг27

За предоставлением данных услуг можно обратиться в 3 филиал Свердловского регионального фонда социального страхования по адресу: 622002, г. Нижний Тагил, ул. Выйская, д. 70, Телефон: (3435) 24-02-29, Email: b_fil_03@ro66.fss.ru28.




    1. Особенности назначений и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами

Назначение, исчисление и выплата пособия производится в соответствии с Федеральным законам «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»29.

Пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователях).

В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в расчетных периодах, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии Законом № 212-ФЗ.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (для страховых случаев, наступивших в 2014 году, предельная величина базы за 2012 год составляет 512000 руб., за 2013 год - 568000 руб.)30.

Средний дневной заработок для исчисления пособия определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды31:

- периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.

Средний дневной заработок для исчисления пособия не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин для начисления страховых взносов за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам32.

Размер пособия определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам33.

Если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо представляет:

- заявление работника о предоставлении отпуска по беременности и родам и выплате соответствующего пособия;

- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, установленными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» и от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»;

- справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка и о количестве календарных дней, приходящихся на выше указанные периоды, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж34.

В случаях, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и пособие назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, то также предоставляется справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата данного пособия этим страхователем не осуществляются35.

При усыновлении ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка. При этом предоставляется справка с места работы другого родителя, усыновившего ребенка, о том, что он не использует отпуск или супруга не находится в отпуске по беременности и родам и ему/ей пособие не выдавалось36.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения пособия по беременности и родам, приведен в пункте 16 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н37.

3 ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Существует ряд проблем, связанных с обязательным социальным страхованием нетрудоспособности в связи с материнством, которые создают множество проблем с применением этого страхования на практике.

Частым случаем является смерть ребенка или матери во время родов. В нормативных правовых актах нету прямого ответа на решение этих проблем. Для того, чтобы люди могли пользоваться на практике по таким случаем стоит ввести статью в Федеральный закон № 25538 о страховании на случай смерти матери или ребенка во время родов. В которой было бы разъяснено, куда переходят все выплаты этих пособий, что для этого нужно сделать и куда с этим обратиться. Трактовка этой статьи могла бы звучать так:

«1. В случаи смерти ребенка во время родов, женщине выплачиваются пособия по беременности и родам в любом случаи.

2. В случаи смерти матери во время родов, пособия по беременности и родам будут выплачиваться второму родителю (отцу ребенка), попечителю или опекуну ребенка. Если перечисленных лиц нету, то пособия распределяются на усмотрение суда.»

Так же очень часто сталкиваются проблемы с женщинами, которые до рождения ребенка еще не имели трудового стажа работы, либо имели трудовой стаж менее шести месяцев. В этом случаи нужно обратиться в Федеральный закон № 25539 и Положение Правительства Российской Федерации №37540.

Лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Порядок реализации данной нормы, в свою очередь, закреплен в п. 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375. В частности, размер дневного пособия не может превышать значения, определяемого делением минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районного коэффициента) на число календарных дней в месяце, на который приходится отпуск по беременности и родам.

Если заработок сотрудницы за 2-летний расчетный период позволяет ей рассчитывать на получение большего пособия (чем если бы оно рассчитывалось по правилам п. 20 Положения), исчисление пособия следует производить согласно вышеуказанным правилам.

Кроме того, при расчете пособия по правилам ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 20 Положения № 375 значение дневного пособия следует рассчитывать отдельно для каждого календарного месяца, так как число календарных дней месяца отличается41.

Еще проблема возникает в случаи, если женщина на период беременности и родов работала у нескольких работодателей.

С 2013 г. прекратилось действие прежнего порядка расчета пособий по беременности и родам (сотрудница вправе была требовать исчисления пособия по правилам 2010 г.) и порядка выдачи «больничных» по беременности и родам.

В частности, согласно п. 4.3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) в случае, если отпуск по беременности и родам наступал в период до 31 декабря 2012 г. (включительно), женщине выдавалось несколько листков нетрудоспособности для представления по каждому месту работы, если ею был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 1 января 2011 г.

Данная норма с 2013 г. утратила силу, и применяться более не может. А потому выдача «больничных» по беременности и родам женщинам из числа внешних совместителей должна производиться по правилам п. 4, 4.1 и 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

При этом, по мнению значительного числа территориальных отделений ФСС России, право требовать несколько листков нетрудоспособности имеют только те лица, которые на дату начала отпуска по беременности и родам полные 2 предшествующих календарных года работали у одних и тех же работодателей. Если работодатели были разные или женщина отработала неполные 2 календарных года, согласно такому мнению, может выдаваться только один листок по одному из мест, на котором занята совместитель. Отсюда следует и возможность оплаты декретного листка только одним из работодателей42.

Как представляется, такое мнение сотрудников территориальных отделений ФСС России является спорным. О необходимости отработки полных двух лет для назначения пособия каждым из работодателей в Федеральном законе № 255-ФЗ не сказано. Для назначения пособия достаточно факта занятости данного лица у каждого из работодателей в расчетном периоде. При этом расчет пособия может производиться только исходя из заработка у данного работодателя, который назначает пособие совместителю. Как вариант, возможен расчет пособия из суммарного заработка за расчетный период одним из работодателей, но с представлением справки о том, что пособие по другому месту работы не назначалось и не выплачивалось.

Так же случаются вопросы по пособию по беременности и родам усыновленных детей.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его (их) усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей – ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей)43.

В данной работе рассмотрены более популярные проблемы, связанные с обязательным социальным страхованием по временной нетрудоспособности в связи с материнством. Проанализировав проблемы можно сделать вывод, что некоторые вопросы еще не имеют своего решения в законодательстве, но большинство проблем решаемы, но для этого нужны юридические знания и умения пользоваться нормативные актами. Было бы гораздо лучше, если все особенности, страховые случаи и решение проблем по страховым случаям, связанные с временной нетрудоспособностью в связи с материнством были оформлены в одном нормативном документе, для более четкого понимания населением всех тонкостей обязательного социального страхования беременных женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев обязательное социальное страхование по беременности и родам можно сказать, что тема исследовательской работы действительно является актуальной на данный момент, так как возникает много трудностей с его применением на практике. В работе мы разобрали только самые популярные проблемы страхования временной нетрудоспособности по беременности и родам, а их еще очень много.

Цели и задачи исследования достигнуты. Рассмотрены проблемы социального страхования временно нетрудоспособных в связи с материнством, но перед этим изучили обязательное социальное страхование беременных женщин, обозначили порядок и назначение пособий, изучив при этом нормативную базу на федеральном и региональном уровне. А так же был проведен анализ работы Свердловского регионального отделения фонда социальной защиты по городу Нижний Тагил.

По проделанной работе можно сделать выводы.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством – правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию гражданам утраченного заработка по причине временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Страховыми случаями в этом случаи будут являться: беременность и роды, рождение ребенка и уход за ребенком.

Размер пособия зависит от среднего заработка застрахованного лица.

Пособие выплачивается застрахованному лицу за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят дней (при многоплодной беременности восемьдесят четыре дня).

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Социальное страхование временной нетрудоспособности в связи с материнством регламентируется на федеральном и региональном уровне.

Свердловское региональное отделение фонда социальной защиты по городу Нижний Тагил, осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

Назначение, исчисление и выплата пособия производится в соответствии с Федеральным законам «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Настоящему законодательству требуется сделать многие поправки, для решения проблем, связанных в временной нетрудоспособностью в связи с материнством.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  4. Федеральный закон от 16 июня 1999 г. № 165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  8. Закон Свердловской области от 14 декабря2004г. № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  9. Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/

  10. Закон Свердловской области от 5 ноября 2014 г. № 96-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области в связи с необходимостью их приведения в соответствие с федеральными законами в сфере пенсионного обеспечения»// Режим доступа: http://www.garant.ru/

  11. Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/

  12. Право социального обеспечения. Учебник / Галаганов В. П.: КноРус, 2014 – 372 с.

  13. Беляев А. Н. Пособия по социальному страхованию. Применяем новые правила расчета // Заработная плата. Расчеты. Учет Налоги. – 2013. – № 1.




1 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. «1» ч. 1 ст. 1.2// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.11.2014).

2 Там же. Ст. 1.3

3 Там же.

4 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч.2 ст.1.3// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 25.11.2014).

5 Там же.

6 Там же. Ст. 2.

7 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 25.11.2014).

8 Там же. Ст. 4.5

9 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 25.11.2014).

10 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч.1 ст.2// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 25.11.2014).

11 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 05.12.14)


12 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 05.12.14)

13 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 05.12.14)

14 Там же.

15 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/

16 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), ч.1 ст.38// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

17 Там же. ч.1 ст.39

18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 27.11.2014).

19 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

20 Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

21 Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

22 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

23 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

24 Закон Свердловской области от 14.12.2004 № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

25 Закон Свердловской области от 20.10.2011 № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014).

26 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 05.12.2014)

27 Фонд социального страхования Российской Федерации//Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 27.11.2014).

28 Там же.

29 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 27.11.2014).

30 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения 25.11.2014)

31 Там же.

32 Фонд социального страхования Российской Федерации// Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 27.11.14)

33 Там же.

34 Фонд социального страхования Российской Федерации//Режим доступа: http://fss.ru/ (дата обращения: 27.11.2014).

35 Там же.

36 Там же.

37 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 22.07.2014) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», п. 16// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 06.12.14)

38 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 27.11.2014)

39 Там же. Ст. 7

40 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.2014)

41 Беляев А. Н. Пособия по социальному страхованию. Применяем новые правила расчета // Заработная плата. Расчеты. Учет Налоги. – 2013. – № 1.

42 Беляев А. Н. Пособия по социальному страхованию. Применяем новые правила расчета // Заработная плата. Расчеты. Учет Налоги. – 2013. – № 1.

43 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 27.11.14)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nashuch.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Пояснительная записка
Методические указания
Рабочая программа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Учебное пособие
Практическая работа
Общие сведения
Федеральное государственное
Общая характеристика
Дипломная работа
Теоретические аспекты
Самостоятельная работа
Общая часть
Физическая культура
Методическое пособие
государственное бюджетное
История развития
квалификационная работа
Направление подготовки
Выпускная квалификационная
Техническое задание
Технологическая карта
Краткая характеристика
Понятие предмет
Общие положения
Теоретическая часть
Металлические конструкции
Методическая разработка
прохождении производственной
Сравнительная характеристика
Технология производства
Технические характеристики
Электрические машины
Исследовательская работа
Правовое регулирование
Математическое моделирование
Гражданское право
Общие требования
Описание технологического
История возникновения
Основная часть
Организация работы
бюджетное учреждение
Организация производства
Техническое обслуживание
Примерная программа
учреждение высшего